Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Информация для родителей.

С 1 сентября 2011 года в школах нашего города реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Цель введения Федерального государственного стандарта:

Осуществление формирования основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности – умение принимать решения, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком будут поставлены учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он будет объяснять последовательность учебных операций. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники смогут ориентироваться на модель слова, дать его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, её субъектом. Поэтому в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание.

Что это значит? Подробнее

А это значит, что с поступлением в школу ребёнок впервые начнет заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определятся теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, и в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданского долга, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Возрастет интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступят в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур, они будут участвовать в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, и тем самым приобщатся к духовной культуре разных народов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ранее действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. С поступлением в школу ребёнок впервые начнет заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определятся теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Обратим внимание еще на одно положение Стандарта: «Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то читает по слогам; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Реально добиться этой цели можно, если организовать процесс обучения как дифференцированный. Авторами современных учебников были изменены подходы к дифференциации обучения, они отказались от методики, при которой лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала (сильные дети получают заданий больше, а слабые – меньше). Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей, поэтому задания даются разноуровневые, позволяющие помочь слабым преодолеть трудности в учении и не тормозить развитие сильных учащихся. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников). Например, второклассники выбирают по собственному усмотрению задание из рабочей тетради. Одно задание несложное: нужно по рисункам определить, какие нарисованные предметы старинные, а какие – современные. Второе задание уже труднее: ученик должен закончить следующие предложения: «Воздух, вода, растения, животные, человек – это…», «Растения, животные, человек – это…», «Человек живет не только среди природы, но и…» - как видим, при выполнении последнего задания второклассник должен ориентироваться в понятиях «природа», «живая природа», «общество» и правильно их применить, т. е. должен суметь дать им характеристику. Представим, что в классе есть три ученика, которые не приступят ко второму заданию или выполнят его неправильно. Но факт участия их в обсуждении, которое ведут успешные дети, даст им возможность понять свои ошибки и устранить их тут же, на уроке.

. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий и умения учиться. Вот один из примеров таких задач: первокласснику дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого ребенку начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Как видим, УДД формируют предметный, метапредметный, личностный результат.
ФГОС второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, который предполагает воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям «информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». Системно- деятельностный подход – это получение знаний на основе учебной деятельности и умение применять их в решении научно-познавательных и практических задач. Причем все итоговые задания будут ориентированы не на то, чтобы сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике».

Выделим еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения:

Одним из новшеств Стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит школа в зависимости от выбранного направления. Сколько именно их будет – решает само учреждение. При этом никто не регламентирует количество детей, которые будут посещать эти занятия. Если ребенок профессионально занимается балетом в какой-нибудь студии, то никто его не заставит ходить на танцы в школе. Это право родителя. Школы должны максимально вовлекать детей в деятельность, их задача представить такой спектр услуг, чтобы заинтересовать каждого ребенка. Но, если у детей нет желания, они могут ничем не заниматься. Здесь вся надежда только на то, что родители не позволят своим детям не посещать кружки.

Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием.

Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение Федерального государственного образовательного стандарта?

Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в ОУ - все это и много другое позволяет создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования будущих поколений.